Любавичи: неизвестная история Смоленщины

10.06.2016 09:00
Двор любавичских ребе. Сюда, в самый глухой уголок Руднянского района, приезжают паломники со всего мира.

Двор любавичских ребе. Сюда, в самый глухой уголок Руднянского района, приезжают паломники со всего мира.

Есть такие страницы истории, которые долгое время было принято перелистывать, не читая. Что касается истории Смоленщины, то нам ещё с советских времён в основном преподавали несколько догматов, которыми мы, по идее, должны были ограничиться. Это «путь из варяг в греки», это война 1812 года и, разумеется, подвиг народа в Великой Отечественной войне. Это три столпа, на которых держалась местная историография в советский период, эти же каноны плавно перешли и в нынешнее преподавание.

В принципе, как раньше, так и сейчас, история в немалой степени служит целям пропаганды, а это — «наши богатые корни и подвиги наших предков». Складывается такое впечатление, что больше ничего не было и нет. Но это, разумеется, не так. Есть и другие страницы истории…

Некоторые из них сознательно замалчиваются из чувства стыда — например, так замалчивается «полицайская» тема, хотя всем известно, что на оккупированной Смоленщине многие советские граждане активно сотрудничали с немцами и это важно, так как именно они совершали большую часть преступлений против своего же мирного населения.

Некоторые темы обходят стороной, потому что о них до сих пор мало что известно. Например, почти не изучены древние заброшенные города Смоленщины — такие, как Вержавск и Микулин, которые когда-то были крупными центрами торговли, но впоследствии опустели и теперь из местоположение известно разве что нескольким профессиональным историкам.

А есть ещё такие темы, которые остаются неизвестными из-за «политической неясности». То есть официальная историческая наука ещё не определилась, как к ним относиться. Например, с советских времён такой скользкой темой остаётся «еврейский вопрос».

Известно, что на Смоленщине с незапамятных времён жила многочисленная еврейская община, которая имела свою самобытную культуру и внесла большой вклад в историю нашей губернии, а впоследствии и области.

Более того — именно у нас, на Смоленщине, находится один из важнейших культурно-религиозных центров иудаизма, традиционной религии евреев. В Любавичах Руднянского района возникло новое движение в иудаизме — хасидизм.

Сегодня в Любавичи приезжают туристы из Нью-Йорка и Тель-Авива, но мы, сами жители Смоленщины, практически ничего об этом не знаем.

Почему так получилось? Это, можно сказать, дурная традиция империи.

В дореволюционной православной России был невероятно развит национальный шовинизм. На евреев налагались совершенно идиотские ограничения — им запрещали носить традиционную одежду, селиться в деревнях, участвовать в выборах, иногда даже поступать в институты и работать по специальности — исключение допускали для врачей и адвокатов.

С попустительства властей, а иногда даже при их поощрении происходили массовые еврейские погромы. Кстати, в 1905 году в Ярцеве — вот тоже неизвестная неприятная страница истории — также произошёл еврейский погром. Было разграблено множество лавок, в бесчинствах участвовали ярцевские ткачи и сплавщики плотов. Власти им не препятствовали — они предпочитали, чтобы народ кричал «бей жидов», а не «долой самодержавие».

В России даже существовало с 1791 по 1917 год такое понятие, как «черта оседлости» — граница территории, за пределами которой евреям запрещалось проживание, за исключением крупных коммерсантов и евреев с высшим образованием. В «черту оседлости» входили специально отведённые местечки в нескольких губерниях.

В те времена Любавичи как раз и оказались у границы этой «черты оседлости». Нынешний Руднянский район был на стыке Витебской, Могилёвской и Смоленской губерний. Долгое время местечко Любавичи входило в Оршанский уезд Могилёвской губернии. Кстати, нынешний райцентр, город Рудня, в то время тоже был еврейским местечком.

Впоследствии, в советские годы, у нас тоже были сильны антисемитские настроения, причём иногда — на уровне государственной политики. Это называлось по-разному: «борьба с космополитизмом», «борьба с сионизмом», но суть была одна — национальные права евреев были ограничены. Евреи меняли фамилии на русские, многие вынужденно уехали из Союза, а пресловутая «пятая графа» в анкетах, где указывалась национальность, вообще стала предметов анекдотов.

Очень характерный пример — это отношение в советское время к Холокосту. По советской версии, нацисты убивали евреев не за то, что они были евреями, а за то, что они были советскими гражданами. Так и писали на местах казней, никакого упоминания о «евреях».

Возможно, поэтому у нас до сих пор многие не знают о том, что такое Холокост, а некоторые вообще думают, что это какой-то… еврейский весёлый праздник.

В общем, так сложилось, что в нашей стране во все времена евреям было нелегко. Хотя — где вообще им было легко?

На этом фоне развивалась и история. Поэтому в советские годы никакой речи не могло быть о том, чтобы вслух признать, что у нас на Смоленщине — еврейский культурно-религиозный очаг. Сама память об этом была закрыта на семь замков и вообще, ни о каком еврействе, тем более о религии — иудаизме — не вспоминали.

Сегодня Любавичи — это просто маленькое село в Руднянском районе. Несколько улиц, магазин в обычном деревенском доме, клуб и огромная заброшенная церковь.

Ехать туда просто — по нашей трассе проскочить мимо Смоленска до Архиповки, повернуть на Рудню, а в самой Рудне напротив автостанции уйти влево — и через полтора десятка километров будут Любавичи.

Сейчас это село — а вернее сказать, даже деревня — ничем не отличается от сотен деревень Смоленщины. Жителей тут — четыреста с небольшим человек.

Если бы в наше время еврейская община не стала восстанавливать свои памятные места, то ничего бы не напоминало о том, что село имеет богатейшую историю.

Давным-давно, когда эти земли ещё были литовскими и польскими, в XIII веке, здесь, на речке Березине, основали маленький городок Любавич. Здесь массово стали селиться евреи, которых в те времена изгоняли из Западной Европы.

В XVIII веке, когда Польшу разделили между Россией, Пруссией и Австрией, городок Любавич перешёл к России и оказался в составе Могилевской губернии.

Как мы уже писали, здесь прошла «черта оседлости», за которой запрещалось селиться иудеям. Так что Любавич стал для них своеобразным «форпостом», где они развивали торговлю, ремёсла, разводили лён, выделывали кожи и шили сапоги. Со временем городок превратился в типично еврейское местечко, а называть его стали на новый лад — Любавичи.

В начале XIX века Любавичи становятся центром нового религиозного течения в иудаизме — учения «хабад». Случилось это с приездом сюда в 1813 году видного проповедника — раввина, философа и писателя Шнеура Залмана.

Он со своими последователями поселился в Любавичах, что определило дальнейшую судьбу не только этого местечка, но и всего иудаизма как религиозного учения.

Вкратце, «хабад» — это означает «мудрость, понимание, познание». Суть заключается в том, чтобы изучать священные иудейские тексты, правильно понимать их и с радостью следовать им.

Последователей этого учения стали называть «хасидами», то есть «благочестивыми».Это течение стало настолько популярным, что к концу XIX века хасидами была уже половина евреев, а местечко Любавичи стало главным центром самого многочисленного направления в иудаизме.

У раввина Залмана было трое сыновей, которые стали его учениками. Все они жили и умерли в Любавичах. Самым знаменитым из сыновей был Дов Бер, ставший после смерти отца главой хасидов. После его смерти во главе учения встал внук Шнеур Залмана — Мендель Шнеерсон. С тех пор и до настоящего времени представители этой фамилии становились «любавичскими ребе», это династия почитаемых в иудаизме проповедников.

Здесь, в Любавичах, сформировалась знаменитая «Библиотека Шнеерсона». Это собрание религиозно-мистических книг насчитывало десятки тысяч томов и сотни древних редких рукописей.

В Любавичи стали приезжать евреи-паломники со всего мира, здесь открылось несколько еврейских школ, несколько синагог и даже еврейский театр.

В наши дни всё это не укладывается в голове, когда смотришь на современные Любавичи — деревня деревней, трудно даже представить, как кипела здесь жизнь сто лет назад. Здесь было больше трёх тысяч жителей и даже проходила крупнейшая в Могилевской губернии ярмарка!

Основатели учения покинули Любавичи только в 1915 году, во время Первой Мировой войны, когда местечко оказалось в опасной близости от линии фронта. Царское правительство массово выселяло евреев из прифронтовой полосы, считая их шпионами.

Тогдашний «ребе» Шолом Довбер переехал сначала в Ростов, а потом через Польшу эмигрировал в США. Знаменитая «Библиотека Шнеерсона» была частично переправлена в Москву, в Румянцевский музей. Сейчас часть книг хранит Российская государственная библиотека, но большая часть этого литературного наследия находится в Нью-Йорке.

Именно там, в Нью-Йорке, в Бруклине, сейчас находится штаб-квартира учения «хабад». Хасидов насчитывается 12 миллионов, а по всему работают более 1300 их религиозных организаций. Кстати, «любавичским хасидом» является главный раввин России Берл Лазар.

В России же вскоре грянула революция. Любавичи, Рудня и другие бывшие местечки после многих преобразований вошли в состав Смоленщины.

Вскоре была закрыта любавичская религиозная школа, а её здание отдали местным пионерам. Год за годом евреи разбредались по другим городам и весям, росла численность русского населения и в конце концов еврейское местечко Любавичи превратилось в большое смоленское село, в котором, впрочем, была весьма значительна доля еврейского населения.

По переписи 1939 года, в Любавичах проживало 1069 евреев. Это обстоятельство стало роковым в 1941 году, когда в Любавичи пришли нацисты.

Евреи — женщины, старики и дети, не успевшие эвакуироваться, попали в их руки. И началось то, что нацисты называли «окончательным решением еврейского вопроса». Теперь это называется Холокостом. Евреев уничтожали с нечеловеческой жестокостью.

Нацисты называли Любавичи «городом Иеговы, раввинов и ритуальных убийств». Здесь было создано гетто. Старых евреев подвергали пыткам — выдёргивали щипцами волосы из бороды, ежедневно устраивали публичную порку, заставляли танцевать на свитках священной книги Торы, после чего иногда попросту расстреливали.

4 ноября 1941 года фашисты устроили «ликвидацию гетто» — всё еврейское население Любавичей — приблизительно 500 человек — было расстреляно на окраине села рядом со скотобойней.

После войны здесь был поставлен памятный знак (никакого упоминания о евреях — просто «местные жители»), а в наши дни здесь разбили «аллею праведников».

Память о пережитых ужасах была столь велика, что после войны никто из уцелевших евреев сюда уже не вернулся…

С той поры Любавичи жили, как простая советская деревня. Развивалось сельское хозяйство, всё шло своим чередом до той поры, когда Советский Союз приказал долго жить. В деревню пришёл упадок — то, что можно наблюдать сейчас.

Ныне в Любавичи часто приезжают паломники. На средства еврейской общины были восстановлены памятные места — Двор Любавичских ребе и Дом Шнеерсона. Двор ребе особенно интересен — ведь мы, русские, очень мало знаем об этой культуре, особенно о том, что один из центров еврейской культуры находится у нас на Смоленщине. Всё в диковинку — и фразы на иврите, и обстановка, и то, что рассказывает здешний смотритель Анатолий Гнатюк.

Кстати, Анатолий — не еврей, ему платят скромную зарплату за то, чтобы он приглядывал за святынями. Он подходит к этому вопросу ответственно и всех гостей встречает традиционным еврейским приветствием «Шалом!».

Двор Любавичских ребе находится в центре деревни, на берегу реки Березины. Высокий забор, кованые ворота, необычные картины. Дом деревянный, внутри — старинные предметы быта и снова — надписи на непонятном иврите, без перевода.

Чтобы попасть внутрь, кстати, нужно пройти целое «собеседование» со смотрителем — просто так, чтобы поглазеть, пускают неохотно. Желательно быть хасидом, ну или просто евреем.

Когда мы туда попали, нас, русских, пустили как-то осторожно, словно опасаясь, что мы по незнанию проявим неуважение к еврейским святыням. Мы постарались не досаждать — тихонько прошли, молча всё рассмотрели и кое-что удалось сфотографировать. Смотритель всё время нас сопровождал. Мы пытались представить, как евреи со всей округи приходили сюда за мудростью — и не смогли. Очень необычная культура, необычная атмосфера. Действительно, мы очень мало об этом знаем.

На краю Любавичей «нашлось» старое еврейское кладбище, которое в советские годы было сознательно заброшено, заросло кустарником и превратилось в болото. На это кладбище от «Дома Шнеерсона» ведёт дощатый мостик через речку Худицу.

Кладбище тоже, в нашем понимании, удивительное. Никаких надгробий или могил — просто стоят камни. Множество камней со старинными надписями, опять же — всё на иврите. Некоторые от времени уже трудно различимы — им не одно столетие.

Это и есть могилы. А возле многих — сложены грудами камешки, которые приносят с собой посетители. Это тоже старая еврейская традиция, приносить на могилы камни вместо цветов — потому что в Синайской пустыне цветы не растут.

В центре кладбища — молельный дом, в котором находятся могилы первых «любавичских ребе». Здесь читаются молитвы и зажигаются свечи. Правда, когда мы там были, молитвенный дом был на замке.

Постоянно живущих евреев в Любавичах практически не осталось. Местные жители говорят, что последняя еврейка, старая бабушка по фамилии Липкина, умерла ещё в 2003 году…

P.S. Впереди — целое лето. Тем, кто интересуется историей Смоленского края, да и просто всем любознательным людям, стоит выбрать денёк и доехать до Любавичей.

Это место вдвойне удивительное: во-первых, здесь восстановили островок еврейской национальной культуры, которую мы очень мало знаем, а во-вторых, удивительно то, что этот островок находится не где-то в Израиле, а прямо у нас, в российской глубинке — в Руднянском районе Смоленской области. Всегда полезно открыть для себя что-то новое!

Тела маленьких детей закрывала собой их няня…

Мы знаем, что на западе нашей области, в 110 километрах от Ярцева, находится город Рудня. Но что мы знаем об этом городе? Что там родился Михаил Егоров, водрузивший красное знамя над Берлином, что там в годы войны сделала один из первых залпов «Катюша» и что там есть молочноконсервный комбинат, где делают сгущёнку.

Между тем, Рудня — в прошлом еврейское местечко, до войны больше половины жителей там составляли евреи. Старожилы вспоминают, что еврейское разговорное наречие идиш понимало почти все население района, а русские с евреями жили дружно. Там было две синагоги, а из трёх школ одна была еврейской, одна белорусской, а одна русской.

В годы оккупации в Рудне было еврейское гетто. Его узников заживо закапывали в противотанковых рвах за молочным комбинатом и на Краснодворском кладбище. В этих зверствах, как вспоминали очевидцы, участвовали и вчерашние соседи, которые пошли служить полицаями. В Рудне было истреблено более 3000 евреев.

Один случай особенно трогает. Летом 41-го года в Рудню к еврейским бабушке и дедушке приехали в гости из Ленинграда внуки. У них была русская няня. С приходом фашистов, когда руднянских евреев выгнали на расстрел, няня взяла детей за руки и пошла вместе с евреями. Все пытались отговорить её — мол, ты русская, зачем идешь на гибель? Женщина сказала, что отвечает за детей, которых ей поручили. И пошла вместе с ними в противотанковый ров. После освобождения Рудни ров раскопали. Родители опознали своих детей по обуви. Маленькие детские трупы прикрывало тело убитой русской няни…

Типичные хасиды.

Типичные хасиды.


Двор любавичских ребе.

Двор любавичских ребе.


Внутренняя обстановка в доме любавичских ребе.

Внутренняя обстановка в доме любавичских ребе.


Старинное еврейское кладбище в Любавичах.

Старинное еврейское кладбище в Любавичах.


Так выглядит старое еврейское надгробие

Так выглядит старое еврейское надгробие


Заново построенный дом Шнеерсона, одного из главных проповедников хасидизма.

Заново построенный дом Шнеерсона, одного из главных проповедников хасидизма.


Эхо Холокоста: памятный знак на месте массового убийства евреев.

Эхо Холокоста: памятный знак на месте массового убийства евреев.

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок