Во Флёнове отреставрируют мозаику работы Николая Рериха

28.10.2016 09:00
Мозаика работы Рериха

Мозаика работы Рериха

Недавно федеральный центр выделил Смоленской области деньги на восстановление историко-архитектурных памятников. Сейчас уже проводятся реставрационные работы в церкви Святого Духа, расположенной во Флёнове под Смоленском.

Парковый комплекс Флёново находится в двадцати километрах от Смоленска. Его часто по привычке называют Талашкино, хотя на самом деле Талашкино — соседняя деревня, которая в прошлом была усадьбой Тенишевой, а Флёново — это хутор около усадьбы.

И Талашкино, и Флёново — единое имение князей Тенишевых, которое до революции было выдающимся культурным центром. В Талашкине бывали и работали живописцы Врубель, Малютин, Рерих, Коровин, Бенуа, Репин.

Визитные карточки Флёнова — это изображаемый на всех открытках «Теремок», украшенный узорчатой резьбой по мотивам русских былин, который был построен в 1901 году, а также церковь Святого Духа.

Более 40 миллионов рублей было выделено на проведение реставрации после посещения комплекса вице-премьером Ольгой Голодец. Она ознакомилась с работой социальных и культурных учреждений Смоленщины, в том числе и историко-архитектурного комплекса во Флёнове. После её визита начались активные работы по восстановлению интерьеров и внешнего облика церкви Святого Духа.

С этой церковью связан один нюанс, очень важный — она никогда не была действующей. Дело в том, что автором её росписей и мозаики был гениальный русский художник Николай Рерих. Он был не только художником, но также археологом, путешественником и философом-мистиком. Его считают основателем нового религиозно-мистического учения, тесно связанного с восточной философией, с поиском космической мудрости и тайных знаний Тибета.

Работая над отделкой церкви Святого Духа во Флёнове, Николай Рерих подошёл к росписи настолько нестандартно, что священники забраковали его работу как «неканоническую» — художник очень отклонился от православных традиций. Храм получился одновременно похожим и на церковь, и на буддийскую пагоду. Панно со Спасом снаружи (на фото) напоминало индийские миниатюры. Но главное было внутри — большая роспись «Царица Небесная на берегу Реки жизни», именно эта роспись не понравилась православным деятелям, как противоречащая их канонам.

Поэтому храм не освящался и в нём не проводились службы. Таким образом, храм остался памятником архитектуры и живописи, уникальным в своём роде.

Храм замышлялся как родовая усыпальница Тенишевых, здесь был похоронен Вячеслав Тенишев. Но после революции русские люди, которые ещё недавно очень любили своих князей и были православными, резко переменились: они разорили храм и выбросили тело князя вон, так что сейчас его могила неизвестна. Словом, любовь народа — вещь непостоянная.

Сама княгиня-меценатка Мария Тенишева, спасаясь от коммунистов, оказалась в эмиграции и умерла в 1928 году в Париже.

Что же касается Николая Рериха, то после революции он оказался за границей, много раз запрашивал разрешение на возвращение в Советский Союз, но всегда получал отказ. Он умер в 1947 году в Индии и по его завещанию был похоронен по местной традиции — на погребальном костре в долине Кулу.

Так что храм во Флёнове — это больше, чем красивый памятник. Это часть памяти народа, причём иногда не только памяти, но и стыда.

Сейчас в храме в историческом виде воссозданы кирпичная кладка, отмостки, окна, внутреннее убранство с сохранением имеющихся фрагментов росписи. Дошла очередь до восстановления главного мозаичного панно. Министерством культуры проводится конкурс на проведение реставрации мозаики над входом «Спас нерукотворный», выполненной Рерихом. На эти цели дополнительно выделено более 5 миллионов рублей.

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок