Быть нужным людям

Татьяна Райхлина 05.07.2011 09:00
Надежда Константиновна и Николай Александрович Ларенковы

Надежда Константиновна и Николай Александрович Ларенковы

Запись в трудовой книжке Николая Ларенкова свидетельствует, что в органах внутренних дел он прослужил 29 лет 10 месяцев и 19 дней, из них почти 25 лет Николай Александрович руководил безопасностью на дорогах Ярцевского района. Круглосуточно в профессии дано быть не каждому, если только это не призвание.

Нашу встречу с Николаем Александровичем накануне 75-летия ГАИ организовал начальник Ярцевского отдела ГИБДД. Сам Константин Шуленков с Ларенковым не работал, но настолько сильно в ярцевском батальоне уважение к старожилу службы, что первый, о ком сотрудники вспомнили, готовя праздничные мероприятия, был Николай Александрович. Вспоминая, что было тогда, в 70-е годы, многому можно удивляться – и тому, что госавтоинспектор был один на весь город, и что ездил он зимой и летом на мотоцикле с коляской. Как оказалось, эволюция службы ГАИ произошла не так давно.

Надо сказать сразу, что в советские времена в госавтоинспекторы особенно не рвались – зарплата ниже, чем у любого другого милиционера, звания «заканчивались» на майоре, а работы хоть отбавляй. На учете хоть и числилось в 1971 году 380 машин (сегодня в Ярцеве эта цифра превышает 12 тысяч единиц транспорта), зато мотоциклисты лихачили по дорогам. ДТП тогда оформлял один госавтоинспектор, он же принимал и все решения:

— Такие страшные аварии были, что проезжающие мимо водители отказывались помогать вытаскивать трупы из машины. А иногда в буквальном смысле слова приходилось людей по частям собирать. Привозил трупы в морг сам, ночью брал ключи у дежурного больницы – сам же и выгружал, закрывал морг и по темному коридору убегал — было, конечно, жутко и на психику все это действовало. А ночью могли домой по два-три раза позвонить с вызовом на аварию. Днем же ты должен быть на работе всегда.

Казалось, совсем недавно все это было, но только в 90-е у начальника отдела Ларенкова в подчинении появилось три сотрудника. До того времени государство доверяло безопасность на дорогах одному человеку, какие здесь выходные и отпуска.

ДТП на трассе – тоже в компетенции городского госавтоинспектора. И здесь уже проблема, чтобы в ночное время при оформлении ДТП не сбили самого милиционера. Николай Александрович вспоминает, сколько раз приходилось от проезжающих мимо большегрузных машин в кювет убегать и прыгать, только бы живым остаться при оформлении аварии. В гололед машины не всегда успевали вовремя затормозить перед местом аварии.

— От того, как мы правильно оформим аварию, все и зависело при решении суда. Там, казалось бы, самый несущественный факт оказывался важным. Ответственность на нас была большая.

Кстати сказать, если при аварии на трассе оставался груз в машинах, приходилось сторожить его до приезда владельца. Такие дежурства, когда полночи на морозе простоишь, охраняя груз, не забываются.

Все эти годы нелегкой службы помнит и жена Николая Александровича. Надежда Константиновна не просто была рядом, она сопереживала все психологические травмы мужа, а как без них на такой работе:

— Заснуть, когда муж уезжал ночью на происшествие, было просто нереально. Я так переживала, чтобы с ним ничего не случилось. И только, когда ключ поворачивался в замке, можно было успокоиться. Николай вот говорит, что не думал об опасности, о страхе. Страшно было потом, когда понимаешь, чем могло все закончиться.

Один такой случай дал повод сильно поволноваться за супруга. За нарушение правил дорожного движения Николай Александрович остановил водителя, не зная, что накануне он ограбил кассира, убил несколько милиционеров и скрывался с большими деньгами. Пока рецидивист разговаривал с госавтоинспектором, руку держал в кармане, держа на готове оружие. Нервное состояние водителя было заметным. Спасло Ларенкова его сдержанное отношение к людям, умение общаться, не повышая голоса. Преступник взял квитанцию на оплату штрафа, оплатил, вернулся отчитаться госавтоинспектору, и как только продолжил движение, поступил сигнал о его задержании. Ловили бандита, бросившего машину на трассе, уже в лесном массиве Сафоновского района.

— Этот страх навсегда остался во мне, — говорит Надежда Константиновна, — все время думаю, что было бы с Николаем, если бы он повел себя по-другому. Но он всегда был корректен с людьми, что и спасло ему жизнь.

Скромный и принципиальный – как удалось сохранить Николаю Ларенкову эти черты за столько лет работы в ГАИ, даже трудно предположить. Но то, что этот человек никогда не помышлял о взятках, знали все. Такого же отношения к работе требовал и от своих подчиненных. Многие из них потом добились высот в карьере. Но главное, что было заложено и работает сегодня в коллективе ярцевского батальона сотрудников ГИБДД, это уважение к водителям и четкое исполнение своих обязанностей.

Работа госавтоинспектора была и остается напряженной. И тогда, в 70-е, 80-е и 90-е главным нарушением была езда в нетрезвом состоянии. Николай Александрович с улыбкой вспоминает, как возил на освидетельствование пьяных водителей в коляске своего мотоцикла, придерживая рукой нарушителя, чтобы он не выпал на проезжую часть. Сегодня за рулем в нетрезвом состоянии зачастую оказываются «сильные» мира сего, что немало затрудняет работу инспектора. Изменились скоростные и технические возможности автомобилей, а госавтоинспектору, хоть и не на мотоцикле, но догнать иномарку с мощным двигателем, непросто. Многое изменилось в нашей жизни, но работа у сотрудника ГАИ осталась напряженная, опасная и очень ответственная, потому что речь идет о жизни людей.

Получить высокое звание в службе ГИБДД и сегодня проблема. Николай Ларенков, уходя на пенсию, был в числе троих в области, кто тогда за особые заслуги в работе получил звание подполковника. Оно было более чем заслуженно.

— Форму я практически не снимал эти годы. Выходных и праздников не существовало вообще. Помимо своих обязанностей, приходилось выходить на дежурства в опергруппах. Сегодня, оглядываясь назад, я думаю, стоило ли так относиться ко всему, но тогда работа меня увлекла. Было ведь в ней и много моментов, от которых получал удовлетворение – в основном, когда оказывал реальную помощь во время аварий. Я действительно считал, что нужен людям.

Такую позицию можно пронести через всю жизнь только при поддержке семьи. Николаю Ларенкову повезло. Жена и дети всегда понимали его.

Поддержала мужа Надежда Константиновна и тогда, когда по выходу на служебную пенсию, ему предложили баллотироваться главой Петровского поселения. Восемь лет Николай Александрович решал сельские проблемы. И здесь помог его авторитет. Найти спонсоров на проект газификации села в полтора миллиона рублей мог не каждый. Годы напряженного труда не могли не сказаться на здоровье, вернуться к жизни Николаю Александровичу помогла его вторая половина. Глядя на эту по-настоящему счастливую семейную пару, понимаешь, что один из офицерских погонов Ларенкова заслуженно принадлежит Надежде Константиновне.

В день 75-летнего юбилея службы госавтоинспекции в Ярцеве пройдут торжественные мероприятия. Среди почетных гостей, конечно, будут ветераны службы. И как бы она не называлась – ГАИ, ГИБДД, ДПС – главное, что свой долг здесь выполняют профессионалы. Отношению к работе им есть, у кого поучиться.

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок