Монополия не идёт на пользу

27.01.2017 09:00

Ярцевчане всё чаще жалуются на плохую работу общественного транспорта.

В последнее время ярцевчане часто жалуются на то, что в городе резко ухудшилось качество работы общественного транспорта. Пик жалоб пришёлся на середину января: люди мёрзли на остановках, мёрзли в автобусах и пытались понять — почему никто не принимает никаких мер?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, как вообще организована работа общественного транспорта в Ярцеве, как перевозки оказались монополизированы одной финансовой группой и к чему приводит отсутствие конкуренции.

ТРИ НАЗВАНИЯ ОДНОГО КАРМАНА

Как известно, в Ярцеве городские автобусные маршруты обслуживаются частной фирмой «Автолайн». Правда, сейчас под это определение попадают сразу несколько фирм, которые объединены в одну «группу». Это частные фирмы «Автолайн», «Ярцевперевоз» и «Экспресс». Чтобы было понятно, какое предприятие за что отвечает, поясним: «Автолайн» — это городские маршруты, «Экспресс» — пригородные, а «Ярцевперевоз» — междугородные. Наверное, учредителям так удобнее.

Формально — три фирмы. Но по факту это одна и та же контора. Все три фирмы зарегистрированы по одному и тому же адресу: улица Лесная, 70. Во всех трёх фирмах директором значится один и тот же человек — Алексей Алферов. И хозяевами всех трёх фирм являются поровну два человека — Владимир Борейко и Жанна Куликова.

Словно сказочный «горыныч», у которого три головы кушают, но поступает всё в одно брюхо. В общем, нормальная такая монополия.

КАК СОЗДАТЬ УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС

Образовалась эта монополия, разумеется, не случайно. Ярцевчане ещё помнят, что в нашем городе, как и в прочих городах Смоленщины, было своё муниципальное ПАТП с мощной базой на улице Кузнецова и парком автобусов (жёлтые «Икарусы» — «гармошки» помнят, наверное, все).

Это предприятие обслуживало городские маршруты. Но в 2000-е годы его доблестно обанкротили и угробили.

Тогда у нас в городе был такой период, когда всё муниципальное рубилось на корню, а на месте муниципальных организаций тут же появлялись частные фирмочки. Как правило, это были фирмы людей, приближенных к власти.

Поэтому никто не удивился, когда городское ПАТП было буквально уничтожено, а в Ярцеве тут же появился «Автолайн» под руководством Михаила Куликова. Многие даже были довольны, потому что «под занавес» муниципальное АТП довели буквально «до ручки» и на его фоне новый частник выглядел неплохо. Есть резонный вопрос — если частнику выгодно работать в сфере городских перевозок, то почему муниципальному предприятию это будет невыгодно? Ответ заключается в слове «выгодно». На рынке оставили нужные фирмы, чтобы именно они получали прибыль. И они её получают, потому что работать в убыток частник не будет.

Разумеется, близость к власти даёт определённые возможности для «развития бизнеса». Например, несколько лет назад вскрылся интересный факт. Антимонопольная служба установила, что в 2009 году были допущены серьёзные нарушения при проведении аукциона на право аренды трёх городских автобусов (оказывается, существовали ещё в ту пору муниципальные «пазики»). В аукционе участвовали двое претендентов. Хотя «двое» — это формальное допущение, потому что соревновались за право арендовать городские автобусы ООО «Автолайн» и… предприниматель Михаил Куликов. Всем понятно, что де-факто это одно и то же. Директором «Автолайна» в ту пору как раз Куликов и являлся.

В итоге ООО «Автолайн» взяло в аренду три муниципальных автобуса ПАЗ сроком на 7 лет. Удивительной была цена аренды — 538 рублей 87 копеек в месяц. То есть цена договора оказалась… в сто раз меньше, чем предполагалось по аукциону. Оказалось, что был применён так называемый «коэффициент социальной значимости», равный 0,01. Шикарные условия!

Комиссия областного управления антимонопольной службы установила нарушения. В 2012 году договор расторгли, но к тому времени городские автобусы уже «ударно отработали» на карман частника.

Это один из случаев, которые получили огласку. Где гарантия, что весь «автобусный бизнес» не построен на таких схемах? Впрочем, это просто один из эпизодов, который наглядно показывает суть такого успешного предпринимательства.

С тех пор частный «Автолайн» держит положение монополиста в перевозках по городским маршрутам, сам Куликов постоянно заседает в городском Совете и сейчас стал «главой города», а соучредитель всех трёх фирм Жанна Куликова — это, как нетрудно догадаться, его жена.

Раньше Куликов сам возглавлял эти фирмы, но теперь он стал «муниципальным лицом» и передал бразды правления своему бывшему заместителю.

ПАССАЖИРЫ ТРЕБУЮТ КОМФОРТА

Как известно, отсутствие конкуренции лишает стимула развиваться. Зачем улучшать условия обслуживания, если нет конкурентов? Проще говоря, люди поедут в любом случае — и если в автобусе будет холодно, и если там будет грязно, и даже если внезапно поднять цену на проездные билеты. Ехать-то надо!

В итоге качество неуклонно падает. Особенно это проявилось во время недавних новогодних праздников. Многие рейсы городских автобусов отменялись, а те, которые всё-таки ходили, безбожно опаздывали. Народ изливал свою горечь в социальных сетях.

— Ярцевский «Автолайн» имеет монополию в городе среди общественного транспорта, но из-за своего положения на рынке можно спокойно в зимнее время морозить пассажиров в своих автобусах, ибо согреть стоит денег! — такие сообщения появлялись в различных группах «Вконтакте» и в «Одноклассниках».

Что касается холода в автобусах, то многие даже высказывали предположение, что это такая «экономия». Мол, если пассажиры всё-таки допекут водителя и он включит печку, то у водителя вычтут из зарплаты. Не хотелось бы верить, что это действительно так. Но что касается холода — это правда. Холодно было и в городских автобусах, и в пригородных: к нам обращались многие пассажиры, которые ездили в Смоленск и обратно, все они в первую очередь сообщали, что «околели в автобусе».

— Сегодня ехали из Смоленска на автобусе в мороз — 22 и печка не работала. Я ехала с маленьким ребенком! Мы все ужасно замерзли! Почему я должна платить за билет в полном размере и морозиться самой и ребенка морозить? — спрашивала в соцсети ярцевчанка Елена Ч., и с ней соглашалась другая ярцевчанка, Евгения Е.

— Автобусы, которые в Смоленск ездят, так в них реально очень холодно! Раньше люди шапки снимали и куртки расстегивали, а сейчас даже перчатки надевать начинают! И ехать час в таком холоде непросто!

Находились, правда, и защитники. Правда, их аргументы были слабенькими — типа такого: «Не нравится, как ходят автобусы — машину купи или ходи пешком». На это им резонно отвечали, что вообще-то проезд у нас не бесплатный. Так что, если уж люди платят деньги за проезд, то они имеют право ехать в комфортных условиях.

Попутно люди перечисляли и другие неприятности, которые с ними приключались по вине ярцевского перевозчика.

Кто-то попал в неприятную ситуацию на ярцевском автобусе в Смоленске, когда на одно место оказалось продано два билета и человека незаслуженно и с позором высаживали из автобуса.

Вспомнили и нашумевший случай, когда из-за поломки автобуса дальнего следования пассажиры оказались брошены в Крыму и им пришлось возвращаться домой на попутках.

И недавний инцидент с городским автобусом восьмого маршрута, который застрял на Революционной улице и пассажирки его выталкивали «на раз-два-взяли».

Особенное недовольство пассажиры высказывали по поводу резкого подорожания проездных билетов. Если осенью они стоили 550 рублей общий и 350 — льготный, то к Новому году цена подскочила, соответственно, до 700 и 490 рублей.

Чем было продиктовано такое серьёзное подорожание, непонятно. Люди шутят, что «потребовались деньги для выпуска своей газетки, теперь же у Куликова есть своя карманная газетка». Шутки шутками, но факт остаётся фактом.

Перечисляли и грязь в городских автобусах, и разодранные, замасленные сиденья в старых «пазиках», на которые страшно садиться — в общем, претензий много.

Конечно, далеко не все претензии обоснованы, есть и откровенные придирки, но суть вполне ясна: ярцевчане хотят комфорта. Поговорка о том, что «лучше плохо ехать, чем хорошо идти», в этом случае не работает.

Возможно, вскоре в Ярцеве появятся другие фирмы, помимо нынешних, которые захотят работать на городских маршрутах, а возможно, и на сельских. Появится конкуренция и, соответственно, стимул к улучшению качества обслуживания.

АВТОБУСЫ ЧАСТНЫЕ, НО МАРШРУТЫ — ГОРОДСКИЕ

Помимо прочего, многие жители города жаловались на то, что в ярцевских автобусах есть странное обыкновение — чтобы автобус остановился, нужно «нажать кнопку». Сразу несколько читателей рассказали, как проехали мимо своей остановки только потому, что не успели вовремя закричать или не нажали «сигнал на выход».

Чтобы было понятно: автобус должен останавливаться на всех остановках, кроме остановок «по требованию» (но таких у нас почти нет). Дело в том, что, хотя перевозчик в Ярцеве частный, сами маршруты — городские. То есть существует определённая маршрутная сеть, которая в основном была разработана ещё в советское время. И «давить на кнопочку» для выхода никто не обязан, если выходит на стационарной городской остановке. Автобусы ходят не как взбредёт в голову водителю, а по чёткому маршруту.

Кстати, будет нелишне напомнить и местным чиновникам, и перевозчикам — каждый маршрут должен иметь свой паспорт, а муниципальные маршруты должны быть включены в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Вообще, закон предъявляет множество требований к организации пассажирских перевозок. Обеспечивать население этой услугой — одно из уставных полномочий органов местного самоуправления, так что нашей районной администрации нужно как следует проверить, все ли формальности соблюдаются в этой сфере.

Возможно, прокуратуре тоже это будет интересно, потому что у нас в Ярцеве темой организации пассажирских перевозок всерьёз ещё не занимались.

Например, недавно по отремонтированной дамбе пустили автобус 9-го маршрута. В советское время «девятка» тоже ходила. В целом, это хорошее событие, которому многие пассажиры были рады. Но кто-то и опечалился — из-за «девятки» изменилось расписание популярного 13-го маршрута и было много жалоб.

Но никто не интересовался — как измерялся пассажиропоток, где обоснование для изменения графика движения, где паспорта этих маршрутов, есть ли у нас в городе утверждённая маршрутная сеть, каким актом органа местного самоуправления она утверждалась… Не бывает ведь так: захотел — поставил на автобус табличку с номером и «открыл маршрут».

Всё, что касается перевозки людей, должно чётко согласовываться со многими законами. Но найти реестр ярцевских маршрутов не удалось (а вот, к примеру, в Рославле он есть и любой желающий может его посмотреть на сайте администрации).

В общем, работы непочатый край. И если всё привести в соответствие с нормами, то количество жалоб, конечно, сократится. Известно же, что у нас в России законы в общем неплохие, но вот их исполнение оставляет желать лучшего.

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок