Неотъемлемое право ребенка — право жить и воспитываться в семье

17.02.2017 09:00

Сиротство остается одной из сложнейших общемировых социальных и научных проблем.

Основанием для научных и практических разработок в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают гуманистические идеи, заложенные в Конвенции ООН о правах ребенка. Большинство стран мира, ратифицировав Конвенцию, согласились, что неотъемлемым правом ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье.

Именно семья признается во всех странах естественной и наиболее благоприятной средой защиты, воспитания и развития ребенка. При нарушении развивающей среды биологической семьи ребенок имеет право на защиту и воспитание в семье замещающей. Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени. Пути социализации, вхождения таких детей в полноценную жизнь нелегки и весьма противоречивы.

Международный, в том числе и российский, опыт демонстрируют наличие возможных путей жизнеустройства детей данной категории, а также практических форм создания замещающих семей.

В любой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития детей, оставшихся без попечения родителей: сохранение ребенка в родной семье, усыновление внутри страны, передача на воспитание в замещающую семью, возвращение в кровную семью, передача в государственные воспитательные учреждения или усыновление.

Анализ исследований отечественного и зарубежного опыта социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свидетельствует о том, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищенности ребенка, удовлетворения потребности в эмоциональных отношениях, привязанности.

Ежегодно тысячи выпускников интернатных учреждений выходят в самостоятельную жизнь, не умея справляться с разнообразными проблемами в период постинтернатной адаптации, а иногда и не имея желания решать эти проблемы самостоятельно.

Приемная семья — это тип семьи, принимающей на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей. Приемная семья представляет собой такую форму жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, которая наиболее приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, в результате чего она обеспечивает достаточно благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Замещающие родители, принимая ребенка в семью, окружая семейной заботой и любовью, обеспечивают его опытом формирования надежных эмоциональных привязанностей, жизненно важным опытом взаимодействия с социумом, навыкам самообслуживания, готовят его к самостоятельной жизни.

Мы все исходим из того, что наилучшим решением судьбы ребенка является либо его возвращение в кровную реабилитированную семью, либо усыновление. Однако в настоящее время решить проблему сиротства только за счет усыновления детей практически невозможно, равно как и «оздоровить» значительное число неблагополучных родителей, лишенных родительских прав и не стремящихся к нормальной жизни. Поэтому и в настоящее время, и в достаточно отдаленной перспективе миссия замещающих семей будет достаточно заметной в государственной семейной политике.

Форма семейного устройства — «гостевой режим».

Когда семья принимает решение взять на воспитание ребенка, людьми руководят, чаще всего, эмоции. Им приятно ожидать одобрения общества, своих родственников за такое благородство. Но за эмоциональными переживаниями должно прийти осознание каждым членом семьи меры ответственности за судьбу приемных детей.

Новые условия приемной семьи смягчают, но не устраняют чувство оторванности от прежней жизни, приобретенных привычек, привязанностей у детей. При этом все члены семьи должны понять, что многое в образе жизни их семьи будет изменено, устроится по-другому.

Это надо попробовать в реальности. Поэтому ребенок едет в гости в семью на выходные дни или на каникулы. После каждого посещения семьи и с ребенком, и со взрослыми психологом, социальным педагогом или воспитателем проводятся беседы. С приемными родителями необходимо обсуждать возникшие трудности, намечать пути их преодоления.

Сергей ЮДЕНКОВ, социальный педагог Ярцевской школы-интерната

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок