Как уходят муниципальные деньги

18.08.2017 09:00

Не слишком ли шикарно — два с лишним миллиона на компьютерную программу?

Чем больше появляется документов о финансово-хозяйственной деятельности МУП «Специальное хозяйство», тем более становится жаль ярцевчан, которые оказались обмануты. Даже не обмануты, это мягко сказано. Изучая документы, приходишь к стойкому мнению, что ярцевчан тупо «кинули», причём сделали это открыто, нагло, никого не стесняясь.

Оказались в дураках все. И пенсионеры, которые платили «Специальному хозяйству», экономя на еде. И коммерсанты из прежних частных «управляшек», которых разгоняли с помощью «административной дубинки», чтобы протащить на рынок это муниципальное предприятие. И вообще все оказались в просторечном статусе «лохов», которым навешали на уши лапшу о том, что МУП — «подконтрольное и социально-ориентированное предприятие».

ФАКТЫ ВСПЛЫВАЮТ В СУДЕ

Сейчас, когда в арбитражном суде идёт процесс о банкротстве «Специального хозяйства», всплывают факты, которые ранее были неизвестны. А откуда им быть известными, если «Специальное хозяйство» изначально было бесконтрольным?

Чего стоит только то, что ни разу (!) смену очередного директора наша администрация не согласовала с депутатами, хотя обязана это делать. И депутаты ни разу не получили развёрнутого отчёта о финансово-хозяйственной деятельности МУПа — им затыкали рот какими-то краткими справками. Дела в МУПе делались мутные, лишних глаз не терпящие.

Впрочем, всё это лирика и эмоции. Факты гораздо интереснее. И сегодня мы приведём один — только один из многих, но зато очень показательный.

Не так давно мы уже рассказывали о том, что сейчас в арбитражном суде стоят в очередь кредиторы, которые рассчитывают вырвать какие-то деньги из умирающего «Специального хозяйства». Чтобы суд включил их в очередь, эти требования нужно обосновать — подтвердить, что МУП действительно имеет перед ними задолженность за какие-то товары, работы или услуги.

Среди кредиторов есть те, чьи претензии сомнений не вызывают. Например, МУП должен налоговой инспекции, энергетикам, тепловикам, водоканальщикам. Суммы — по несколько миллионов перед каждым из кредиторов (что само по себе уже хорошо говорит о том, как «работало» муниципальное предприятие).

Но есть и такие, которые вызывают серьёзные вопросы. Известно, к примеру, что о своих аппетитах заявила компания «Жилищный проект» (то ли тверская, то ли подмосковная). Эта фирма принадлежит Александру Дмитрову, который попутно как раз и является и.о.директора… МУП «Специальное хозяйство». Этот «Жилищный проект» заявляет требование в сумме 855 360 рублей. Частная фирма, принадлежащая Дмитрову, требует восемьсот с лишним тысяч с нашей муниципальной организации, в которой этот самый Дмитров и рулил последнее время. Уж больно смахивает на банальную попытку сорвать деньжат…

ОЧЕНЬ НУЖНАЯ ПРОГРАММА

Но сегодня мы поговорим не о Дмитрове. Сегодня мы расскажем ярцевчанам об очень интересном «долге», который образовался у «Специального хозяйства» перед столичной фирмой — ООО «Импекс-Про». Эта фирма обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр своего требования — в сумме 2 миллиона 272 тысячи рублей с копейками.

За что же наше «Специальное хозяйство» оказалось должно такую солидную сумму частной московской фирме?

Держитесь за стулья, дорогие читатели. По документам, это долг «за разработку и внедрение программы приема-выполнения заявок от населения и за абонентское сопровождение этой программы».

Даже подробно расписано: 350 тысяч — за разработку программного обеспечения; 150 тысяч — за «внедрение» и обучение персонала, а остальное накапало в виде платы за обслуживание программы, по 110 тысяч рублей в месяц.

В итоге — 2 272 419 рублей. Акт приёма-передачи был подписан сторонами 30 марта прошлого года. Отметим, что это было уже не во времена Дмитрия Магери — он был уволен тремя неделями раньше. Акт подписывался, когда МУПом рулил другой коммерсант — Александр Дмитров.

Вдумайтесь: два с лишним миллиона потратили на программу приёма-выполнения заявок от населения. А теперь нужно вспомнить, как «своевременно и оперативно» «Специальное хозяйство» выполняло эти заявки. Жители домов, которыми управлял МУП, не дадут соврать — работа с населением была поставлена из рук вон плохо.

Дальше возникают вопросы, и чем больше их задаёшь — тем больше новых.

КОНТРОЛЬ ОКАЗАЛСЯ БЛЕФОМ

Представим сначала самый реалистичный вариант. Что никакой программы не было вообще. Это распространённая схема, когда две фирмы заключают между собой договор, подписывают акты и оплачивают работу… но в действительности работы не проводятся — и при проверке придраться сложно, и деньги «ушли». Мы не можем утверждать, что было именно так, но исключать такой вариант преждевременно.

Проверить это могла бы контрольно-ревизионная комиссия, а основанием для такой проверки могло стать распоряжение главы Ярцевского района Владимира Макарова. Он представляет учредителя МУП «Специальное хозяйство» и является работодателем Дмитрова. Но со стороны Макарова наблюдается поразительное и подозрительное благодушие в отношении всех муповских авантюр. Владимир Макаров промолчал, когда коммунальные платежи ярцевчан стала собирать астраханская фирма «Факториал Консалтинг». Он не принял мер и тогда, когда МУП накопил перед сотрудниками долг по зарплате, измерявшийся сотнями тысяч рублей (меры тогда приняла прокуратура). Судя по всему, глава Ярцевского района вообще не может принять каких-либо мер, проявляя или элементарное отсутствие хозяйственных навыков, или тайную заинтересованность. В противном случае ревизоры день и ночь сидели бы в МУПе, а результаты проверки легли бы на стол прокурору.

В конце концов, даже дураку понятно, что Дмитров не справился с руководством МУПом и во власти главы было уволить его. Но нет — видимо, питает Макаров какую-то слабость к «исполняющему обязанности директора». Так что если Макаров что-то и контролирует, то разве что маршрут служебной машины, которая возит его к нам на работу из Смоленского района.

А ЕСЛИ ПРОГРАММА БЫЛА?

Теперь рассмотрим второй вариант, фантастический. Что программа всё-таки была заказана и работы были выполнены. Кстати, можно не сомневаться, что по документам так и будет. Но здесь тоже есть свои нюансы.

Например, стоит поинтересоваться — а на каком основании муниципальное предприятие, которое живёт за счёт платежей горожан, заключает договор на серьёзную сумму именно с фирмой «Импекс-Про»? В рамках какого закона «Специальное хозяйство» проводило отбор этой фирмы, соблюдались ли при этом конкурентные условия и прозрачность закупки? Один только этот вопрос даёт самые широкие перспективы для любой проверки. Соблюдение конкурсных процедур у нас не в почёте, недаром даже глава района схлопотал за такие нарушения два штрафа по тридцать тысяч.

Ну и, наконец, самый очевидный вопрос: как может муниципальное предприятие, которое по уши в долгах, заказывать компьютерную программу за такие деньги? Причём эти деньги тоже не были выплачены, раз уж фирма «Импекс-Про» требует их постфактум, становясь в очередь.

Два с лишним миллиона! На эти деньги, кстати, в соседней Духовщине умудрились отремонтировать тротуары.

ИМУЩЕСТВО ПОД УГРОЗОЙ

Что дальше? А дальше всё просто. Мусор из частного сектора в Ярцеве уже вывозит не муниципальная компания, а некое ООО «Днепр». По домам, которые управляются «Специальным хозяйством», бродят засланные менеджеры, чтобы перетащить их в другие фирмы. Даже имущество «Спецхозяйства» не успели вывести из их ведения, поэтому всё оно — от главного офиса на улице Горького и базы на Студенческой до последнего мусоровоза — может пойти с молотка, чтобы рассчитаться вот с такими московскими «Импексами».

Об угрозе потери всей техники и недвижимости — отдельный разговор. На этом фоне председателя комитета по имуществу нужно сразу менять по причине профнепригодности. Есть негласное, но незыблемое правило: как только в предприятии появились критичные долги и замаячила перспектива банкротства, нужно, не дожидаясь этого, переводить имущество — например, в ведение другого муниципального предприятия. Этот чисто формальный шаг помогает спасти десятки миллионов рублей. Не понимать этого — либо вопиющая глупость, либо прямой умысел. И то, и другое в нормальной администрации означало бы автоматический конец карьеры. Но не у нас: нужды города и сохранность имущества мало кого волнует, все заняты другими делами.

ЭХ, КАКИЕ ПЕСНИ ПЕЛИСЬ…

А теперь вспомним события двухлетней давности, когда разгоняли «плохих частников». Из уст каждого чиновника лились медовые речи о том, что муниципальное предприятие будет «прозрачным, подконтрольным и подотчётным».

Всего два года потребовалось, чтобы жизнь всё расставила по своим местам. Таких фортелей, какие выкидывает «Специальное хозяйство», не вытворяли все частники, вместе взятые. А слова о контроле оказались блефом.

Напоследок бросим в огород администрации самый увесистый камень. Когда в 2015 году всему городу силой навязывали МУП «Специальное хозяйство», это делалось под видом «чрезвычайной ситуации» (любимый способ чиновников). Прикрывали эту авантюру постановлением, которое подписал глава района Макаров — «Об определении организации по управлению домами». Этим постановлением все дома загнали в МУП.

А недавно арбитражный суд обратил внимание, что есть чёткая процедура, как следовало поступать тогда, в 2015 году. Если прежние компании остались без лицензий, то у нашей администрации было два пути: или созывать общие собрания в домах, или объявлять открытый конкурс. Закон не предполагает заключение договора с управляющей компанией вне конкурсных процедур. И то, что натворила наша администрация — чистое беззаконие.

Постановление Ярцевской администрации от 13 мая 2015 года — это «филькина грамота». Оно никого ни к чему не обязывает и об этом чёрным по белому написано в определении суда: «ввиду отсутствия законных к тому оснований».

НЕ ПОРА ЛИ ВСПОМНИТЬ ОБ ИЗБИРАТЕЛЯХ?

Последний вопрос — к депутатам Ярцевского районного Совета, которые являются работодателями главы нашего района Владимира Макарова и ежегодно принимают у него отчёт о проделанной работе. Очередной такой отчёт, о работе за прошлый год, они выслушали 31 мая и признали работу Макарова удовлетворительной. Понятно? Отсутствие подвижек в ремонте дорог, крах муниципального предприятия, мусор во дворах и на кладбищах и прочие прелести — всё это удовлетворяет депутатов.

Поэтому хочется спросить — может, пришла пора вспомнить, чьи интересы они должны представлять на самом деле?

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок