Мусор ждёт, когда его начнут утилизировать по новой схеме

08.12.2017 09:00
На фото: закрытая Воротышинская свалка в Ярцевском районе в её нынешнем состоянии

На фото: закрытая Воротышинская свалка в Ярцевском районе в её нынешнем состоянии

Под председательством губернатора Алексея Островского состоялось расширенное заседание администрации Смоленской области, в ходе которого рассматривались первые итоги правоприменительной практики при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

С 1 января 2016 года в федеральное законодательство внесены изменения, которые касаются внедрения нового механизма обращения с отходами. Основными направлениями перехода на новую систему организации деятельности по обращению с ТКО на территории Смоленской области являются введение регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также обеспечение исполнения федерального законодательства в части запрета захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.

По словам Алексея Островского, законом предписывается создание регионального оператора, который будет осуществлять весь цикл действий на закрепленной за ним территории: «Определено, что соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории субъекта Федерации должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года. До этого времени регионам следует утвердить ряд подзаконных нормативных актов, необходимых для работы регионального оператора».

Как доложил начальник департамента по природным ресурсам и экологии Роман Захаров, ранее федеральным центром была установлена необходимость выбора регионального оператора в срок до 1 января 2017 года. Однако, в связи с тем, что переход на новую систему обращения с отходами производства и потребления требовал значительного количества мероприятий, в том числе, подготовки соответствующей федеральной и региональной нормативно-правовой базы, провести эту работу в указанные сроки не представлялось возможным. «При этом, отсутствие опыта работы повлекло бы серьезное увеличение финансовой нагрузки на областной бюджет в виде субсидирования регионального оператора», — пояснил начальник профильного департамента, особо отметив, что те субъекты, которые все-таки выбрали оператора, в частности, Ивановская и Астраханская области вынуждены до сих пор решать спорные вопросы в судебном порядке.

«Администрация региона осознанно ушла от создания подобной структуры с 1 января 2017 года, перенеся это на более поздние сроки, поскольку, как показывает опыт других субъектов Федерации, в случае создания регионального оператора мы бы уже несли определенные финансовые издержки», — подчеркнул губернатор.

В настоящее время переход на новую систему по обращению с ТКО в регионе осуществляется поэтапно в соответствии с «дорожной картой».

Первый этап предполагал разработку нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами. В настоящее время принят соответствующий областной закон, утверждены нормативы накопления и порядок сбора ТКО, а также разработан проект региональной программы по обращению с ТКО, правила работы регионального оператора, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования отходов. Кроме того, согласно «дорожной карте» в декабре планируется подготовить конкурсную документацию по выбору регоператора, а сам конкурсный отбор объявить в январе-феврале следующего года.

Губернатор поручил начальнику департамента по природным ресурсам и экологии изучить опыт иных субъектов Федерации, где уже созданы операторы и разработана соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая их деятельность.

Сейчас уже идет реализация второго этапа, в рамках которого органам исполнительной власти необходимо организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов. Это обеспечит снижение объема отходов, направляемых на полигоны ТКО для захоронения, уменьшение объема бюджетных затрат, связанных с транспортировкой, развитие в области отрасли переработки вторичных ресурсов.

В 2017-2019 годах предусмотрена установка контейнеров по раздельному сбору не только твердых коммунальных отходов, но и внедрение системы сбора ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) у населения.

Помимо этого, в числе запланированных мероприятий второго этапа — утверждение территориальной схемы, предполагающей создание в Смоленской области двух кластеров по переработке отходов: Восточного (Вяземского) и Западного (Смоленского).

В ходе дискуссии Алексей Островский поручил проработать вопрос поиска инвесторов для строительства и модернизации объектов, осуществляющих переработку отходов: «На территории Смоленского кластера силами инвестора уже построен сортировочный комплекс, однако, мы видим, что есть необходимость в строительстве нового полигона. Что касается Вяземского кластера, то там нет ни полигона, ни сортировочного комплекса. Поэтому и в первом, и во втором случае необходимо искать инвесторов, поскольку мы, как субъект Федерации, не в состоянии финансово обеспечить за бюджетные средства строительство этих объектов. Более того, я давал поручение и прошу активно его реализовывать по строительству полигона для размещения промышленных отходов».

В свою очередь, Роман Захаров отчитался о выполнении поставленных задач. В отношении Смоленского кластера уже разрабатывается проект по строительству нового полигона ТКО. Если говорить о Восточном кластере, то сейчас подбираются участки для размещения промышленных отходов, соответствующие СанПиН и природоохранному законодательству.

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок