Водитель должен быть предупреждён!

09.03.2018 09:00
Увы! На этом фото — типичная ситуация, которая знакома многим ярцевским автомобилистам

Увы! На этом фото — типичная ситуация, которая знакома многим ярцевским автомобилистам

Попал в яму — прощай, колесо… Ярцевским водителям не надо объяснять, что это за ситуация. Это ведь только в толковом словаре Ожегова «дорога — это полоса земли, предназначенная для передвижения». У нас в Ярцеве дорога — это «садистское приспособление для истязания автомобилей, приводящее к их конструктивной гибели».

Погнутые диски, разбитые сайлентблоки, ремонт шаровых опор и регулярная замена стоек — это рутина ярцевского автомобилиста. Будь у тебя старенькие «Жигули» или новенькая BMW, избежать общей участи не получится. Только во втором случае мучения будут обходиться дороже: если разбить подвеску на BMW, то за ремонт выложишь сумму, равную стоимости «Жигулей». А как же её не разбить? При всех достоинствах немецкого автопрома, летать BMW ещё не умеет, а раз она вынуждена касаться колёсами ярцевских дорог, то на ней уже лежит печать проклятия…

Рано или поздно водитель начинает задумываться: доколе это будет продолжаться? Семейный бюджет не резиновый, а деньги буквально утекают в магазины запчастей и автомастерские. У гражданина возникают крамольные мысли: например, за что он платит налоги? Человек начинает читать законы, набирается мудрости на форумах, изучает дорожные ГОСТы и после очередного попадания в роковую яму решает судиться.

И этот путь у него будет ухабистым и нервным, как Революционная улица в октябре…

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С УХАБА

Обычная картина: ярцевчанин едет по улице, никого не трогает — и влетает в яму. Из-под днища машины раздаётся предательский хруст, из салона — отчаянный мат, и вот гражданин бегает вокруг своего покалеченного авто с телефоном — звонит в ГИБДД, друзьям и знакомому автослесарю…

Важно не растеряться в этой суете, а правильно действовать сразу с момента происшествия. Конечно, можно на всё плюнуть, вызвать эвакуатор и утащить машину в сервис. Но если Вы решили судиться и взыскивать возмещение убытков — готовьтесь: нужно будет всё зафиксировать, пообщаться с инспектором, а потом ещё потрудиться над бумагами…

НАЧИНАЕМ ФОТОСЕССИЮ

Включайте «аварийку», вызывайте ГИБДД и не забудьте выставить знак аварийной остановки. Даже если машина сохранила способность передвигаться, постарайтесь не трогать её, если она не мешает проезду.

Первым делом позаботьтесь об очевидцах. Желательно быстро вызвать на место знакомых (могут потребоваться подписи очевидцев, а взять их у своих знакомых проще).

Сразу начинайте фиксировать на фото всё подряд — машину, яму, повреждения, общую картину происшествия со всех сторон (с привязкой к местности — чтобы были видны и дома с номерами, и вывески магазинов).

Важно зафиксировать размеры ям, форму, расположение. Размер ямы можно подчеркнуть, положив в неё для наглядности сигаретную пачку или баллонный ключ.

ОБЩАЕМСЯ С ИНСПЕКТОРОМ

Когда приедут сотрудники ГИБДД (обычно нескоро), первым делом обратите их внимание на плохое состояние дороги.

Готовьтесь: первое, что выяснится — это то, что водитель «сам виноват». Это любимый фокус инспекторов. Водителю будут настойчиво доказывать, что он проигнорировал требование пункта 10.1 Правил дорожного движения. По этому пункту, водитель должен был «двигаться со скоростью, обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением.., при возникновении опасности для движения, которую водитель способен обнаружить, он должен был принять все меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки».

Этот пункт позволяет уходить от ответственности тем, кто отвечает за дорогу. Да и Госавтоинспекции проще — ведь если будет установлено, что причиной аварии стало состояние дороги, то с инспекторов могут спросить — как они допустили такое состояние?

Здесь важно не «вестись» на все убеждения инспектора и твёрдо стоять на своём: «я не мог видеть эту яму, а если даже и видел — я не мог объективно оценить, соответствует ли она ГОСТу». В этой ситуации водитель безусловно прав, потому что у него в глазах нет электронной рулетки. Если на дороге есть яма, не соответствующая ГОСТу — то она должна быть обозначена знаком или ограждением. Иначе как водитель мог предполагать, что эта яма опасна?

Когда будете давать объяснение и подписывать бумаги, обратите внимание, чтобы инспектор записал ваши доводы о том, что «препятствие не было обозначено и вы не имели возможности избежать наезда». А если инспектор всё же примет решение обвинить вас в нарушении этого пункта, то можно позвонить на «телефон доверия», который указан на борту патрульной машины и пожаловаться, что «произвольное применение пункта 10.1 впоследствии лишит меня права на судебное возмещение причинённого имущественного вреда» — это помогает. Главное, чтобы ГИБДД признала вашу невиновность.

ЗАКОН НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ

Автомобилисту нужно чётко помнить: в России существует закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», статья 28 которого гласит, что пользователи дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их имуществу в случае ненадлежащего содержания дорог.

Требования к состоянию дорог определены ГОСТ Р 50597-93: глубина ям не должна превышать 5 см, ширина — 60 см, длина — 15 см. Все остальные неровности, впадины и т.п. должны быть отмечены дорожными знаками или заграждениями.

Будьте начеку: дорожники тоже хитрые — они могут изловчиться и быстро скрыть следы своей вины: например, установить предупреждающий знак и потом сказать, что «так и было». Обязательно снимите на фото, что знаков поблизости не было.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Дальнейшие действия зависят от типа страховки. Если у вас имеется полис КАСКО, то достаточно получить справку о ДТП и приехать на осмотр в страховую компанию.

Но чаще всего полиса КАСКО нет. В этом случае придется дальше раскручивать колесо бюрократической машины…

Какие документы нужны, чтобы впоследствии обосновать свои требования в суде?

Это протокол осмотра места происшествия, схема места ДТП, акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, объяснения участников происшествия, свидетелей и представителя дорожной (коммунальной) службы, протокол по делу об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания. Ещё нужен будет… акт о фотографировании с фототаблицей (это те фото, которые Вы сделали на месте). Звучит страшно, но сделать их просто, а как — расскажем ниже.

Протокол осмотра места происшествия составляется должностным лицом на специальном бланке, в присутствии понятых и участников происшествия. В нем отражается процедура осмотра, описывается обстановка на месте аварии, результаты замеров, описание состояния дорожного полотна, имеющихся повреждений автомобиля, а также факт отсутствия предупреждающих знаков и ограждений. К протоколу приобщается фото с места происшествия, схема. Водителю следует оставить себе копию протокола. Схема места ДТП рисуется инспектором. Проверяйте, чтобы в ней всё было отражено: яма, положение машины и т.д.

Протокол по делу об административном правонарушении составляется в отношении должностных или юридических лиц, ответственных за состояние дорог. Составляется протокол должностными лицами ГИБДД.

Постановление по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 12.34 КоАП, выносится по результатам рассмотрения административного протокола. Копия постановления выдается потерпевшему и является важным доказательством.

Акт обследования дорожных условий оформляется при любом ДТП по вине дорожных служб сотрудниками ГИБДД совместно с представителями организаций, отвечающих за безопасность дороги. Кстати, вам могут сказать, что «теперь эти акты уже не составляются», но вообще-то такой документ до сих пор действителен и важен.

Подтвердить ущерб нужно актом оценки, который сделают на сертифицированном автосервисе. Какие автосервисы могут сделать оценку — подскажут в страховой компании.

Теперь вернёмся к «акту о фотографировании» и фототаблице, которые нужно будет приложить к исковому заявлению. Акт можно набрать самостоятельно, обязательно указав город, дату, а по тексту — примерно следующее: «Мною, Ивановым Иваном Ивановичем, проживающим по (адрес), составлен настоящий акт о том, что (число-месяц-день, точное время) мною в присутствии Петрова Петра Петровича (адрес) и Сидорова Сидора Сидоровича (адрес) цифровой фотокамерой (камерой телефона) марки «такой-то» произведена фотосъёмка дорожного полотна дороги (адрес места ДТП). К акту прилагается таблица с фотографиями на … листах. Подписи: Иванов, Петров, Сидоров».

Фототаблица (приложение к акту) делается следующим образом: на стандартных листах А4 распечатываются фото с места ДТП (по два снимка на лист, с подписью к каждому снимку). Листы должны быть пронумерованы. Каждый лист подписывают все, кто подписывал акт — Иванов, Петров, Сидоров.

Как видим, это не так уж сложно — можно сделать дома или на работе.

Итак, когда документы на руках — можно подавать в суд исковое заявление. Как его правильно составить, можно посмотреть в Интернете — там есть сотни тематических сайтов, где можно скачать образец.

Кто является ответчиком? В Ярцеве ответчиком выступает администрация муниципального образования «Ярцевский район». Обязанности администрации по содержанию и обслуживанию дорог предусмотрены законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В исковых требованиях, помимо ущерба, нужно указать, что расходы по оплате независимой экспертизы, по эвакуации автомобиля, взыскиваются судом с ответчика.

ВЕРХОВНЫЙ СУД СКАЗАЛ….

Дальше, как говорится — дело Фемиды и Фортуны. Причём Фортуны в большей степени: далеко не всегда такие иски удовлетворяют, а если удовлетворяют — то не в полном объёме, и всё «благодаря» пункту 10.1.

Впрочем, теперь автомобилистам светит больше шансов, потому что появились разъяснения Верховного суда.

На прошлой неделе «Российская газета» рассказала о том, как обычный автовладелец из Новгорода, решивший отсудить компенсацию за разбитую машину, прошёл путь от районного до Верховного суда. Это было нелегко, зато появилось определение, которое объясняет порядок применения законов.

Житель Новгорода ехал на своей машине со скоростью 60 км/час — и влетел в яму. В результате автомобиль получил механические повреждения. А так как машина у него была новая и дорогая, то экспертиза насчитала ему ущерб на сумму 125 тысяч рублей.

Сотрудники ГИБДД, разбиравшиеся с этой аварией, вынесли постановление в отношении сотрудника дорожной организации и оштрафовали его за то, что он, как должностное лицо, допустил образование выбоины.

В суде первой инстанции новгородец выиграл: суд постановил взыскать с дорожной организации и с администрации Новгорода компенсацию ущерба. Но те подали апелляцию. И вот апелляционный суд постановил… в иске гражданину отказать.

Причиной стал тот самый коварный пункт 10.1. Суд решил, что водитель должен доказать, что не мог заранее обнаружить яму.

Но мужчина попался «упёртый», да и 125 тысяч деньги немалые, так что он дошёл до Верховного. И Верховный суд встал на сторону гражданина. Он указал, что доказывать свою невиновность должна организация, отвечающая за состояние дороги.

Более того, Верховный суд не согласился со ссылкой на пункт 10.1 Правил. Ведь чтобы водитель мог среагировать на ту или иную опасность, он должен быть о ней предупрежден. Именно дорожная служба должна поддерживать дорогу в таком состоянии, чтобы по ней было безопасно двигаться с разрешенной скоростью. Дорожная служба не смогла предоставить таких доказательств. То есть о яме на дороге никто не предупреждал. А значит, водитель в этой ситуации не виноват, сделали вывод в Верховном суде.

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок