Куда уходят умирать паровозы?

12.10.2018 09:00
В лесах Смоленской области доживают свой век гиганты железных дорог

В лесах Смоленской области доживают свой век гиганты железных дорог

В лесах Смоленщины, в глухом углу Рославльского района затерялось «кладбище паровозов». Это так называемая «база Рославль-2» — место, где на всякий случай хранятся паровозы. Настоящие, огромные, насквозь прокопченные угольным дымом.

Когда-то они колесили по бескрайним путям Советского Союза, а потом их «законсервировали». В советские времена паровозы не резали на металлолом, а хранили «на случай войны», потому что эти старинные паровые машины могут работать и без электричества, и без мазута, и без дизельного топлива.

ПРОИЗВОДСТВО паровозов в Союзе прекратили ещё в 1956 году, однако всем действовавшим на тот момент паровозам был определен статус стратегического резерва. Десятки секретных железнодорожных объектов были разбросаны по всей стране: станция Боготол Красноярской железной дороги, станция Горький-Сортировочная и другие. А крупнейший такой объект был у нас, на Смоленщине — база «Рославль-2».

Место это находится неподалёку от деревни Малые Азобичи, в окрестностях Рославля. Сейчас там на вечной стоянке находится больше тридцати паровых гигантов.

Сейчас база «Рославль-2» считается крупнейшим в стране «кладбищем паровозов». Официально этот объект назывался «базой запаса железной дороги», но статус стратегического резерва потерял окончательно пятнадцать лет назад.

Однако эта база и сейчас не заброшена: железнодорожники присматривают за огромными старыми машинами, даже смазывают механизмы. Впрочем, это не полноценный уход: чтобы содержать один паровоз в рабочем состоянии, нужно каждые три года проводить обследование, контрольную топку котлов, гидравлические испытания.

Мало кто представляет, но чтобы как следует растопить паровоз для поездки, нужно двенадцать часов! Делать это некому, поэтому легендарные машины мало-помалу ветшают и приходят в негодность.

Приехать туда с официальной экскурсией нельзя, потому что объект охраняется и не имеет музейного статуса.

Впрочем, если кто-то из любопытных туристов, оказавшихся в этих местах, захочет посмотреть паровозы — работники базы его не прогонят. В сами паровозы забираться нельзя, но просто смотреть не запрещают. Фотографировать официально нельзя, но, как говорится, «если очень хочется — то можно». Поэтому снимки из этого места периодически появляются на разных сайтах, посвящённых «промышленному туризму», а недавно фотографии паровозной базы были сделаны с квадрокоптера, с высоты птичьего полёта.

Судьба этих паровозов предрешена. Какие-то будут сниматься в кино, какие-то отдадут различным музеям, какие-то увезут и поставят в виде памятников. Использовать их по прямому назначению уже вряд ли будут.

Вообще, в настоящее время у нас в стране есть примерно тридцать «живых» паровозов, которые могут использоваться на праздниках, ретро-прогулках или на съемках фильмов. Главная мастерская, где их умеют реставрировать и обслуживать, находится в столице, на станции Подмосковная.

Впрочем, совсем «хоронить» паровозы не будут. Хоть на дворе и XXI век, а ситуации могут случиться всякие. Шесть лет назад в «Российских железных дорогах» было подписано распоряжение «О сохранении работоспособности паровозного парка», из которого следует, что в России сохранится в общей сложности около 140 паровозов — они будут содержаться на балансе и поддерживаться в рабочем состоянии. На всякий случай…

Фото: zen.yandex.ru/promtur

Производство паровозов в СССР прекратили в 1956 году

Производство паровозов в СССР прекратили в 1956 году


Фото с квадрокоптера: база хранения паровозов в Рославльском районе

Фото с квадрокоптера: база хранения паровозов в Рославльском районе

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок