Шестой средней — 135 лет!

06.02.2019 00:53

ОТ ПОЯВЛЕНИЯ школы прошло 135 лет, а от статуса «средней» — 50 лет. Возраст дважды юбилейный, внушительный и зрелый.

Свое начало учебное заведение берет со второй половины XIX века. В то время Смоленская губерния по грамотности занимала 36-ое место среди 50-ти губерний России. Условия возникновения этого учебного заведения невозможно осветить без краткого экскурса по развитию Ярцева.

Удачный выбор

Из таблиц переписи населения при императрице Екатерине II следует: местоположение населенного пункта привязывалось к реке, колодцу и, разумеется, к проселочной дороге, к проселочному, торговому, почтовому трактам. Так в 1779 году на пересечении двух жизненно важных артерий — реки Вопь и почтового тракта из Дорогобужа в Духовщину — при Ярцев-перевозе возник постоялый двор с трактиром. В то время в Ярцеве было 7 дворов с населением 55 человек. Полноводная в то время река Вопь, протекавшая по значительной части лесной территории Смоленщины, была пригодна для сплава леса. Постоялый двор, река Вопь стали притягивать заинтересованных людей с целью использования природных ресурсов…

В связи с отменой крепостного права в 1861 году появился свободный рынок труда, так как крестьяне получили свободу, но не получили землю. Промышленность на Смоленщине была слабо развита, для крестьян неземледельческого отхода на производство практически не было.

В 1870 году стальные рельсы железной дороги Москва-Брест пересекли реку Вопь, вблизи постоялого двора на Ярцево-перевозе появилась железнодорожная станция. Предприимчивый купец и промышленник Алексей Иванович Хлудов сделал для себя удачный выбор, решив вблизи постоялого двора построить прядильно-ткацкую фабрику. Для этого были все основания: по железным дорогам можно было доставлять оборудование на фабрику, завозить хлопок, а потом сбывать готовую продукцию, использовать реку Вопь и воспользоваться свободным рынком труда. Так в 1873 году началось строительство прядильно-ткацкой фабрики, а рядом с постоялым двором возникло и стало развиваться фабричное село Ярцево, которое к 1881 году имело 9098 жителей. В нем имелись почта, телеграф, пожарная дружина, лесопильный и чугунолитейный заводы, кирпичные и другие предприятия, сопутствующие фабрике, а также торговые лавки. На пристанционном поселке к тому времени проживало 1240 жителей.

Фабричное производство и железнодорожная станция требовали грамотных, умеющих читать, писать, считать людей. Это и послужило условием для возникновения в Ярцеве двух образовательных учреждений.

Первые учебные заведения

В 1880 году рядом с фабрикой открылась «белая» школа (впоследствии ставшая средней школой №2). А в 1883 году на станции Ярцево было открыто 2-е Ярцевское двухклассное училище (выписка из Центрального Государственного Исторического архива СССР).

Школа на пристанционном поселке за 135 лет прошла большой путь. Несколько раз менялся ее тип: сначала двухклассное училище, затем до 1929 года начальная школа, с 1929 года — железнодорожная школа №61, с 1935 года — железнодорожная школа №26, 1953 года — семилетняя школа №5, с 1961 года — восьмилетняя школа №5, а с 1968 года — средняя школа №6.

Перед Великой Отечественной войной педагогический коллектив в разные годы под руководством директоров Г.И.Лысенко, Г.Ф. Хотеенко, И.И.Филиппова, В.Ф.Панфилова, В.Н.Архипец успешно готовил выпускников школы для народного хозяйства и будущих защитников Отечества. Среди довоенного выпуска учащихся школы много верных сынов и дочерей Родины, которые успешно сражались на фронте и трудились в народном хозяйстве. Среди них — Герой Советского Союза Н.С. Муравьев, заслуженный учитель РСФСР П.И. Леонов, учитель, участник войны П.В. Глазунов, врачи А.Д. Ромашина, В.Ф.Патейчук, офицеры В.А. Балбасов, А.А. Алексеенков, штурман дальнего плавания М.Д. Кореньков.

Выдающиеся послевоенные выпускники: академик, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии А.Г. Ромашин, его брат В.Г. Ромашин, профессор, автор разработки защиты антенн космических аппаратов, В.Н. Прохоров, кандидат технических наук, А.И.Васильков, начальник управления бухучета и отчетности Министерства тяжелого и транспортного машиностроения, В.И. Демьянов, хирург, главврач поликлиники Брянска.

Не могу не отметить директоров школы послевоенных лет. С 1943 по 1946 год им был Тимофей Лаврентьевич Штукин, с 1946 по 1954 год — Владимир Харитонович Шумков, с 1954 по 1965 год — Зинаида Дмитриевна Ребикова, с 1965 по 1967 год — Иван Алексеевич Алексеев, 1967 по 1971 год — Николай Семенович Потапов, с 1971 по 1973 год — Любовь Степановна Матенкова, с 1973 по 1993 год — Иван Егорович Фрольцов, с 1993 по 1999 год — Анатолий Владимирович Кондрашов, с 1999 по 2010 год — Вера Владимировна Телешева, а с 2010 года и по настоящее время — Татьяна Сергеевна Никитенкова.

Учебный год

В восьмилетнюю школу №5 на пристанционном поселке я пришел на работу в должности завуча и преподавателя физики 16 августа 1965 года. На первом же педсовете было решено коренным образом изменить методическую работу и сделать ее целенаправленной. Не только посещать открытые уроки в городских школах, но и проводить открытые уроки в своей школе с приглашением авторитетных учителей. Решили совершенствовать урок и работу учащихся на нем, продолжать развивать способных воспитанников, создавать условия для поисков талантов, а также искать возможности для работы с детьми во внеурочное время. Были созданы кружки «Умелые руки» (руководитель И.М. Журавлев), «ИЗО» (И.И. Хрычев), «Юный математик» (Е.М. Костенкова), «Основы математики» (Г.Ф. Соглаев), «Ин.яз.» (В.В. Василькова), «Литератор»  (Г.М. Давыдова), «Радиотехник» (А.В. Кондрашов), «Химия» (Л.А. Селезнев), «Занимательная математика» (А.М. Хоменкова), «Умелец» (Г.Ф. Кухтенков), «Основы поэзии» (В.А. Сафонов) «Домоводство» (В.Г. Шкуратова), танцевальный кружок (Л.А. Ковалева).

За организацию всех вечеров, викторин, олимпиад, КВН, за подготовку к праздникам, за организацию субботников, за участие старшеклассников в уборке урожая на селе, за организацию художественной самодеятельности были выделены ответственные: старшая пионервожатая Л.П. Селезнева, завуч Н.С. Потапов, физруки Т.П. Харин, С.Н. Чучуй, классные руководители.

1965-1966 учебный год восьмилетняя школа №5 заканчивала торжественной линейкой в Международный день защиты детей 1 июня. Это был праздник! Колонна школьников под барабанную дробь, звуки горна с развернутым знаменем пионерской дружины и отрядными флагами прошествовала от школы до существующего тогда футбольного поля, прилегающего к 1-му Смоленскому проезду. Соревнования, выступления, вручение наград, пионерские песни…

Внимание — каждому

После двух лет работы в школе завучем, где было достигнуто полное взаимопонимание с педагогическим и ученическим коллективами, 26 октября 1967 года я был назначен директором школы и учителем математики. Завучем школы стал Г.Ф. Соглаев. Работа строилась таким образом, чтобы без внимания не остался ни один ребенок.

Основу воспитательной работы с тем, чтобы без внимания не остался ни один учащийся, составили педколлектив, особенно классные руководители, комсомольская организация школы, пионерская дружина, отряды в каждом классе со звеньями и октябрятские «звездочки» по месту жительства.

Все это обеспечило положительный результат даже в нашем микрорайоне, где каждый 5-7-ой учащийся в классе был представителем цыганской народности.

Количество учащихся с каждым годом увеличивалось. В учебном 1966-1967 году в школе было около 900 учащихся. Школьное здание в доме 26 на 1-й Рабочей улице всех учащихся уже не вмещало. Пришлось обратиться к директору школы-интерната №1, расположенной рядом с нашей школой, М.Н. Зиновьеву, выделить классные комнаты для начальных классов. Школе было выделено 3 комнаты. 1967-1968 учебный год завершили успешно, без второгодников, без «отсева» (выбытия без причин), без преступности среди подростков.

О пятидесятилетнем юбилее

Решением Смоленского облисполкома №583 от 26 августа 1968 года восьмилетняя школа №5 была реорганизована в среднюю общеобразовательную трудовую политехническую школу №6.

Такое внезапное преобразование буквально перед началом учебного года оказалось неожиданным, возникла проблема комплектации 9-х классов. Мы понимали сложность ситуации и ответственность за судьбы молодых людей. В итоге 1 сентября 1968 года за парты в двух девятых классах сели 44 выпускника восьмых классов. Реорганизация школы также сказалась и на кадрах, в частности, Георгий Федорович Соглаев, не имевший высшего педагогического образования, по собственному желанию оставил должность завуча. Завучем стал Виктор Александрович Сафонов, преподаватель литературы и поэт.

В то время спрос за всеобуч был очень строгий, за партой должны были сидеть все дети школьного возраста, а к 1969 году их было более девятисот! Классных комнат в школе катастрофически не хватало. Чтобы решить эту проблему, Михаил Никонович Зиновьев, директор школы-интерната №1, посоветовал обратиться в Совет Министров РСФСР с просьбой школу-интернат закрыть (на бюджете города к тому времени были две школы-интерната), учебный корпус интерната передать средней школе №6 и сделать её школой с продленным днем.

В декабре 1969 года с обращением от имени общешкольного родительского комитета, ссылаясь на Постановление Верховного Совета СССР «Об организации школ с продленным днем», мне удалось побыть на приеме у помощника Председателя Совмина РСФСР Ильи Платоновича Жильцова. Обращение было принято. Решался вопрос продолжительное время — в июне 1971 года школа-интернат №1 была закрыта, учебный корпус ее был передан средней школе №6. М.Н. Зиновьев был назначен директором средней школы №2, Н.С. Потапов 16 августа 1971 года утвержден в должности заведующего гороно.

К глубокому сожалению, в настоящее время в школе обучается 84 ученика, из них в одиннадцатом классе… только две ученицы.

Помнить свою историю!

Живы некоторые работники школы того времени, а ученики — тем более. Испытываю глубочайшее уважение к педагогическому коллективу и гордость за учащихся того времени. Невозможно в статье сказать много теплых слов в адрес выпускников разных лет (это сделаю в книге «Разное время — разные люди»), но вы должны знать — ваша оценка нашего труда, труда педагогов для нас дорого стоит.

Мне лично очень хотелось бы, чтобы в школе была оформлена тематическая картотека выпускников школы, чтобы использовать пример предыдущих поколений в воспитательной работе с учащимися. Нельзя забывать мудрую пословицу: «У поколения, не знающего историю своих предков, нет будущего».

Николай ПОТАПОВ

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок