Смертельные гастроли

25.02.2019 15:53

Фото А.Забродский/ТАСС

Начало февраля Ярцево провело в трауре. Наш город хоронил детей — что может быть страшнее? В чудовищной катастрофе, которая произошла утром 3 февраля на обледеневшей калужской трассе, разбился ярцевский автобус, в котором ехали на гастроли дети из танцевального коллектива «Колибри» и сопровождавшие их родители. Погибли семеро: трое маленьких девочек и четверо женщин…

СТРАШНАЯ новость пришла, откуда не ждали. В то чёрное воскресенье ярцевчане обрывали телефоны и припадали к экранам телевизоров: новость о разбившемся автобусе молнией облетела город и заставила всех вздрогнуть. Там было почти полсотни человек — это значит, что почти в каждой ярцевской семье в том роковом автобусе были родственники, друзья или просто знакомые. Город был буквально оглушён этим известием.

Потом поползли слухи. Первое время точной информации из Калуги не было, поэтому ярцевчане лихорадочно искали в социальных сетях любую информацию о своих близких — живы ли, целы? Сведения собирали через десятые руки, по принципу «испорченного телефона», было много путаницы.

ПОНЕМНОГУ обстоятельства трагедии сложились в одну картину.

Ранним утром 3 февраля из Ярцева в Калугу отправился автобус MAN, принадлежащий местному предпринимателю Сергею Гордееву. Он доставлял детский танцевальный коллектив «Колибри» Елены Мироновой в Калужскую филармонию для выступления на конкурсе «Жемчужина талантов». Кроме водителя, в автобусе было 47 пассажиров, из них 31 ребенок. В Вязьме автобус свернул с трассы и взял курс на Калугу. В начале десятого, двигаясь по шоссе в Бабынинском районе Калужской области, около поворота на Извеково автобус занесло на обледеневшей дороге, он развернулся против движения и опрокинулся в кювет на крышу. Многотонное основание автобуса продавило корпус и люди оказались заблокированы внутри. Единственным мужчиной в рейсе был 46-летний водитель, он уцелел и помогал выбраться пострадавшим. К спасению подключились водители проезжавших мимо машин. Первая «скорая» приехала в 9.50, к тому времени некоторых пострадавших повезли в больницы попутками и на машинах полиции. Затем извлекать пострадавших и погибших стали прибывшие спасатели. Автобус пришлось разрезать. Погибло семь человек, все они скончались на месте аварии. За медицинской помощью обратилось 38 человек, из них 27 — дети.

По словам очевидцев, уже после аварии, но до приезда «скорых», на дороге появились машины с песком, которые быстро обработали проезжую часть. Чтобы всё выглядело «по протоколу».

Водитель был задержан. Против него возбуждено уголовное дело за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Он прошёл освидетельствование, признаков опьянения выявлено не было. Позже задержали и владельца автобуса.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ в Ярцево слетелись представители масс-медиа и федеральные каналы устроили из трагедии шоу. Факты были отодвинуты на второй план: телекамеры охотились за эффектными кадрами, корреспонденты старались покрупнее снять растерянные лица детей, заплаканные глаза женщин — то, что «зацепит» зрителя. Федеральное телевидение превратилось в дешёвое шоу, которое интересуют рейтинги, даже слепленные на чужом горе.

ПОТОМ показала себя во всей красе наша бюрократия. До аварии никому не было дела, на чём и как ездят наши детские коллективы. Ездят, побеждают, привозят призы — ну и молодцы. После катастрофы все «органы» стали сыпать «внезапно» выявленными нарушениями, свалив всё в одну кучу. И автобус был тридцатилетний, а должен быть не старше десяти. И сопровождения ГИБДД не было, и уведомление о перевозке не подавали. И вообще, у владельца автобусов Сергея Гордеева, кажется, «липовые» техосмотры. А у художественного руководителя юных танцоров, Елены Мироновой, не было лицензии на образовательную деятельность в клубе «Вертим», где занимались многие девчонки из коллектива «Колибри»… Эти нарушения, как зазубренную формулу, повторяли и по телевидению, и в газетах, и обсуждали в слухах.

И на фоне этой информационной истерики забыли о главном — о причинно-следственной связи. О том, что ни одно из этих «нарушений» не стало прямой причиной аварии. Причиной аварии стал занос автобуса на льду — как на это могла повлиять лицензия на образовательную деятельность или возраст автобуса? А вся шумиха, кажется, поднята с целью отвлечь внимание общественности от ужасающего состояния дороги, по которой из-за гололёда невозможно было ехать. Очевидцы об этом говорили в один голос, но их никто не слушал.

Потом стали искать крайних «на местах». Как у нас в России заведено? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром грянул и креститься стали все. Потому что «до грома» никто не обращал внимания на нашу нищету, которая и стала главной причиной беды. И «после грома» про нищету будут помалкивать. Но раз беда случилась, то нужны виноватые. И виноватых просто назначат, потому что так проще.

Местные чиновники виноватыми становиться не собирались. Они струсили до полной потери человеческих приличий. Руководство Дворца культуры бросилось открещиваться от Елены Мироновой. «Это не наши дети, это из частного клуба, это была их идея и мы тут не при чём», — чудовищные в своей циничности попытки увильнуть от ответственности шокировали горожан. Всё было лживо и подло: на автобусах Гордеева ездили все, причём постоянно, долго и успешно. На них ездили детские коллективы, на них возили работников предприятий. И никто не жаловался, пока не случилось горе. А когда беда стукнула — тут же стали голосить: и лицензии не было, и автобусы старые, и вообще всё это было неправильно. Громче всех вопили те, кто на протяжении многих лет заказывал у Гордеева эти «старые и плохие» автобусы.

НО ВСЁ ЭТО — шелуха, трескотня. Не это главное. Главное в том, что мы потеряли семь человеческих жизней. Погибли четверо женщин (из них троим не было и сорока лет) и трое девочек-школьниц. И это горе было главным фактором, на который все реагировали по-разному.

Простые жители города показали себя достойно. Совершенно незнакомые люди предлагали родственникам пострадавших бесплатные поездки в Калугу, различную помощь. Люди выстроились в очередь к стихийному мемориалу около Дворца культуры, плакали со свечами в руках, заваливали ступени цветами. Как это не раз бывало, жители Ярцева показали себя достойными людьми, чего нельзя сказать о многих наших руководителях.

ТЕПЕРЬ начнутся долгие разборки. Водитель, разумеется, будет нести ответственность — какой бы не была причина аварии, за автобус отвечает он. Если он видел, что дорога обледенела, то мог встать на вынужденную стоянку. Гордеева проверят на лицензии, посмотрят его техосмотры и если найдут нарушения — накажут. Возможно, у него и были «липовые» техосмотры — но давайте будем честными и спросим, у кого сейчас настоящие? Девять из десяти автовладельцев покупают их вместе со страховкой. До аварии все пользовались его автобусами и никого не волновало, в Норильске он проходил осмотры или в Ярцеве. Теперь спохватились…

Что же касается сопровождения ГИБДД, то оно положено только колонне из трёх автобусов. В нашем случае полагалось подать уведомление. Конечно, при подаче уведомления инспекторы не одобрили бы рейс на тридцатилетнем автобусе. Но и это косвенный фактор, ведь не возраст машины привёл к трагедии — на голом льду опрокинулся бы даже новенький автобус.

НИЩЕТА И БЮРОКРАТИЯ — вот основные причины. Нищета заставляет всех экономить — на посыпке дорог, на лицензиях и техосмотрах, а в конечном итоге — на безопасности людей. А бюрократия вынуждает нарушать кучу немыслимых правил. Знаете, какую пачку бумажек нужно собрать, чтобы отвезти детей на конкурс? Список детей в поездке, копии разрешений на транспортировку каждого (!) из детей, документ о посадке с указанием мест, уведомление из ГИБДД или копию заявления на сопровождение, договор поездки, подписанный транспортной компанией и заказчиком, данные сопровождающих лиц с указанием телефонов и паспортных данных, договор с медработником (!) о сопровождении несовершеннолетних свыше 12 часов, информация о водителе, разработанный маршрут с графиком путешествия и времени передвижения, времени остановок для физиологических нужд детей, мест остановок для еды, отдыха и экскурсий и даже… список продуктов питания в автобусе. И вся эта пачка должна быть заверена. Пока соберёшь эту кипу бумаг — на конкурс ехать некогда. Да, многое было нарушено. Но вот вопрос — это что, в первый раз было нарушено? Или в последний?

Можно не сомневаться, что в ближайшее время мы много нового узнаем и о детских перевозках, и вообще об организации нашей культурно-досуговой сферы. Следствие работает, крайних найдут, виновных накажут. Только людей это не вернёт.

НА КЛАДБИЩАХ Ярцева появились новые могилы, на которых — фото детей и молодых женщин. Это чьи-то дочери, жёны, мамы, подруги. Для всего города это — беда, которая не должна повторяться.

Давно понятно, что никакие чиновники, никакие правила, никакие техосмотры и лицензии нас не сберегут. Жизнь нынче пошла такая, что нам самим нужно беречь друг друга. Иначе какой тогда вообще смысл в этой жизни?

Дмитрий САТАНОВ

Поделиться ссылкой:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок