Без бумажки ты — букашка…

В Ярцеве не работает паспортный стол — люди не могут получить элементарных справок о составе семьи.

В последнее время в редакцию нашей газеты поступает просто шквал жалоб от ярцевчан, которые не могут получить простейшую услугу — справку из паспортного стола (например, о составе семьи — такие требуются во множестве учреждений при оформлении разных пособий, наследства, разбирательств по начислению «коммуналки»). Многострадальный паспортный стол не работает.

В последние годы куда только не «прикрепляли» это учреждение с большой картотекой! То он относился к городскому парку, то к покойному МУП «Специальное хозяйство», а в последнее время — к «Горводоканалу». Районная администрация никак не могла разобраться, кто будет хранить и обрабатывать огромный массив персональных данных граждан. Дело в том, что сейчас эти данные строго охраняются специальным законом и для нормальной работы паспортного стола нужно соблюсти много формальностей. Впрочем, по ходу всех перемен справки ещё худо-бедно выдавались. Правда, для этого иногда требовалось занимать очередь ещё до рассвета, но всё-таки паспортный стол работал. Однако когда «Горводоканал» отдали частнику (это называется «концессия»), то новая фирма — «Вода Смоленска» — перестала заниматься паспортным столом. И сейчас получить элементарную справку просто негде.

Районная администрация делает вид, что проблемы не существует. Но она есть и растёт как снежный ком: чем дольше не работают паспортисты, тем больше у ярцевчан потребность в этих справках. Мы ведь живём в России, а у нас, как известно, бумажка с печатью — важнейшая вещь на свете.

Кроме сугубо практических проблем, закрытие паспортного стола — это ещё и нарушение прав граждан. Любой россиянин имеет законное право получать информацию, которая непосредственно касается его прав (а информация из картотеки паспортного стола — ещё как касается!). Это создаёт длинную цепочку проблем: кто-то оформляет наследство, кто-то выбивает пособие, кому-то требуется пересчитать «коммуналку» — и всё это стопорится из-за отсутствия маленькой бумажки, которую в прежние времена паспортистка от руки заполняла за две минуты.

После многократных обращений читателей мы решили сами пройти всю «цепочку» в поисках заветной справки. В четверг, 30 мая, наш корреспондент явился в паспортный стол на улице Горького, 11/1. На входе посетителей встречало распечатанное на принтере объявление:

«Паспортный стол не работает. По всем интересующим вопросам обращаться в Правовое управление Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области по адресу ул. Гагарина, л. 9, каб. 21 и 23, тел. 7-16-01, 7-27-23».

Позвонив по указанным номерам телефонов, выяснилось, что: во-первых, сотрудники правового управления понятия не имеют, кто повесил это объявление с их номерами телефонов, во-вторых — они не выдают никаких справок, а на вопрос, куда же обращаться гражданам, там отвечали — «Идите в миграционную службу!». Чтобы сотрудники мэрии не отказались впоследствии от своих слов, разговор вёлся под запись.

Пришлось направиться в миграционную службу на улицу Горького, 28/1 (официально называется Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Ярцевский»). Однако и там не удалось достигнуть успеха — в фойе висит краткое объявление:

«ОВМ МО МВД России «Ярцевский» справок с места жительства, о составе семьи не выдаёт!!!».

Круг замкнулся: куда ни суйся, справку получить так и не удалось.

В итоге мы направили главе Ярцевского района Владимиру Макарову официальный запрос, в котором задали несколько простых вопросов: по какой причине не работает паспортный стол, когда он всё-таки начнёт работать и где жители Ярцева могут получить нужные им справки? Кроме того, мы поинтересовались у Макарова, какая организация сейчас несёт ответственность за сохранность картотеки с персональными данными тысяч граждан и обеспечивает их защиту?

По закону, у мэрии есть неделя, чтобы дать редакции обоснованный ответ. Так что в ближайшее время мы снова вернёмся к этой теме и расскажем, что ответил Макаров и куда нас пошлют за справками в следующий раз.